Меню
Оставьте Ваши контакты — перезвоним  вам в рабочие часы!
Турконтора: экскурсии по Тюмени

Путешествие Михаила Дементьева

Тюменская персона
В детстве мы открывали другие страны через книги Жюль Верна, Даниэля Дефо, Роберта Стивенсона. Наш сегодняшний герой воочию открыл для себя новые земли. А произошло это 142 года назад.

ПУТЕШЕСТВИЕ МИХАИЛА ДЕМЕНТЬЕВА

Михаил Ефимович Дементьев (1860−1929) — из семьи крестьян-переселенцев (село Арамиль, под Екатеринбургом). В Тюмени прошел путь от работника на судостроительной верфи до управляющего торгового дома «Корнилов и наследники»; начальника одно из крупнейших акционерных обществ тюменского края и Сибири «Западно-Сибирское товарищество пароходства и торговли». Под его руководством построены пароходы «Иван Корнилов», «Алексей», баржи «Шилка», «Правда» и другие. Работал в руководстве банковскими делами.

Еще в юности стал участником удивительного путешествия в Англию. Мечтал о море и мечта сбылась! Узнав, что набирают команду на вновь построенную шхуну «Сибирь», устраивается туда матросом. И становится участником торговой экспедиции. Это плавание вошло в историю освоения Северного морского пути, связывающего Западную Европу с Сибирь и Дальним Востоком. Путешествие Михаила Дементьева длилось с июня 1878 года по января 1879 года.

Сохранилась его автобиография, в которой Михаил Дементьев описывает путешествие. Приводим ее цитатами.

«Корабль, парусная шхуна „Сибирь“ под командой шкипера, весь экипаж были латыши и пруссаки, русский я был один. Вся экспедиция была под управлением директора Гайнашского штурманского училища Даля, грузились мы в Самарово салом и 22 августа вышли под буксиром парохода „Союз“. С нами же шел пароход „Луиза“, пришедший из Англии в предшествовавшем году…»

Позже «Союз» оставил шхуну «Сибирь», которую буксировала судно «Луиза». Но шхуна «Сибирь» легла на бок, поэтому «Луиза» отправилась в плавание дальше одна. Вскоре поднялся ветер, на «Сибири» подняли паруса и отправились в путь.

23 сентября подошли к Белому острову. На следующее утро «держали курс на Карские ворота, которые и прошли в ночь с 30 сентября на 1 октября и вышли в Северный Ледовитый океан, где нас более недели чертовски трепало, выломило фальшборты, а там наступил штиль, болтались, вышла пресная вода…18 октября стало тепло, пошел дождь, мы набрали воды в парус, слили в бачки и при благоприятном ветре благополучно пришли к Темзе. 23 октября бросили якорь в Гревздене и 24-го вошли в Лондон в док Мильвок, где, отгрузившись, перешли в драйдок.

Отпраздновали новое Рождество, вышли с балластом в Россию 17 декабря 1878 г. Благодаря русско-турецкой войне, русских там принимали худо, только и слышно «русская свинья». Ходишь по городу в больших сапогах, по-русски нельзя, мальчишки закидают. По выходе из Англии опять попали под бурю… к вечеру 24 декабря, бросили якорь в Либавском порту.

Опять русское Рождество. Несколько человек уехали домой. Корабль кому-то сдали, и я уехал в Ригу, затем в Москву".

В январе 1879 года Михаил Дементьев уже опять в Тюмени на кораблестроительной верфи.

Публикуется по интернет-материалам и по книге С. Н. Кубочкина «Тычковка, Сараи, Потаскуй… Из истории тюменских окраин XIX — начала XX вв.»