Турконтора: экскурсии по Тюмени

Водонапорные башни Тюмени

2020-01-30 17:46 Про Тюмень

Сравните две привокзальные водонапорные башни — одна макет, другая — реальная, тюменская. Удивительное дело — строения гражданского назначения, но такие привлекательные и разнообразные по внешней архитектуре.

Макет — реальная копия водонапорной башни станции Серебряный Бор Московской Окружной железной дороги начала 20 века. Эта башня имела только один бак для воды, потому как предназначалась для снабжения водой прежде всего продовольственного пункта станции. Снабжение из нее паровозов не планировалось. Хотя, по-идее, она строилась у дороги и должна была снабжать водой паровозы.

Эта история напомнила мне о забытых водонапорных башнях у железнодорожного вокзала Тюмени. Водонапорные башни по назначению следует подразделить на три категории: для нужд бытового водопровода, для промышленных и научных целей, для железных дорог. Мощным толчком развития водопроводной системы в качестве таких резервуаров послужило сооружение ветки железной дороги Екатеринбург-Тюмень в 1885 году и дальнейшего его продолжения — в сторону Омска (1909−1913 года).

В Тюмени в районе дома по улице Привокзальной, 12 сохранилось две водонапорный башни разной конструкции. Одна из них — имела два яруса: каменный нижний и деревянный верхний (утрачен на сегодняшний день), вторая — полностью кирпичная — радует глаз своей сохранностью. Она представляет собой пятиярусную постройку с восьмигранным объемом, выполненная в красно-кирпичном стиле. Нижняя часть башни в два яруса облицована серым гранитом с необработанной поверхностью. Простенки окон и грани верхних ярусов башни декорированы неглубокими выемками. Сейчас у башни нет адреса, а когда-то она числилась как объект по ул. Привокзальная, 14.

Вплоть до 60-х годов 20 века поезда двигались в основном паровозами. Бак, расположенный в прицепе паровоза — тендере, необходимо периодически заправлять водой. На Тюмень-Омской линии было решено устраивать водоснабжение только на 9 станциях. В результате прогоны локомотивов без дозаправки увеличивались до 80 верст (самый длинный — между станциями Ишим и Голышманово). Поэтому на новую дорогу постановили поставлять паровозы только с четырехосным тендером, бак которого вмещал до 800 куб. футов (около 22 кубометров) воды против привычных 400−500 куб. футов.

Башни строились на расстояниях соответственно этим требованиям. На Тюмень-Омской линии было возведено 5 водоемных зданий на два бака (на станциях Ялуторовск, Вагай, Голышманово, Ишим, Называевская) и 5 башен пониже, с одним баком (на станциях Богандинская, Маслянская, Мангут, Драгунская, Любинская). Заправка тендерных баков осуществлялась через гидравлические краны (гидроколонки). Они выполнялись из чугуна, имели художественные узоры. Где они сейчас? Непонятно. По-видимости, нигде не сохранились.

Водонапорные башни — часть станционных архитектурных комплексов и память о начале строительства Трассибирской магистрали. Прошло более 100 лет, а многие стоят, как и стояли. Красота.